0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Знание

Содержание

    Познание является единым целым. Чувственное и рациональное познания взаимодействуют и дополняют друг друга. Главной целью познавательной деятельности человека является получение нового знания.

    Виды знаний

    Знание — это венец познания, его конечная цель. Человек предпринимает попытки с помощью органов чувств и рационального мышления познать мир для того, чтобы в конце получить новое достоверное знание о нем.

    Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

    Знания человека отражают его отношение к действительности. Они зависят от способностей, умений и навыков. Один человек может обладать глубокими знаниями в химии.

    Другой может быть серьезным специалистом в экономике. Знания представляют собой познавательно значимую информацию об окружающем мире.

    По отношению к истине оно может быть истинным и ложным. Истинное знание соответствует объективной реальности.

    Например, является истинным знанием то, что энергия никуда не исчезает, а просто переходит из одного состояния в другое.

    Ложным являлось знание людей о том, что существуют некие боги Олимпа, которые всем управляют.

    Виды знаний по типу мировоззрения:

    • Мифологическое — объяснение действительности при помощи чувственных образов, сверхъестественных существ, легендарных героев. В Скандинавской мифологии люди верили в бога Тора, который управляет громом и молнией.
    • Обыденное (житейское) — основано на жизненном опыте и здравом смысле. Например, знание о том, что картофель в средней полосе России лучше сеять в мае.
    • Религиозное — основано на вере в сверхъестественное и необходимость следования догмам. Религиозное знание отражено в священных книгах, таких как Библия или Коран.
    • Художественное — основано на отражении существующей реальности в художественных образах. Этот вид знания не стремится к доказательности и объективности.
    • Научное — основано на достоверно обобщенных фактах, понятиях и категориях, которым свойственна систематичность и абстрактность. Этот вид знания вы постигаете в школе.

    Противоположностью научного знания является ненаучное. Оно может быть донаучным, т.е. являющимся предпосылкой для научного знания (неподтвержденная на практике теория).

    Паранаучное знание несовместимо с существующей наукой (паралингвистика). Лженаучное знание является сознательным использованием домыслов и предрассудков (астрология).

    Антинаучное знание сознательно искажает представление о действительности и характеризуется утопичностью (чипы в вакцинах).

    Особенности знания

    Виды знаний не ограничиваются только отношением к типам мировоззрения. Оно может зависеть от особенностей отражения реальности.

    Иными словами, знание может формироваться под воздействием либо чувств и эмоций, либо логических понятий и умозаключений.

    С одной стороны, рациональное знание основывается на рациональном мышлении. Оно отражает реальность в логических понятиях и категориях.

    Например, рациональным будет являться то знание, которое было получено в результате научного эксперимента.

    С другой стороны, иррациональное знание отражает реальность в эмоциях, страстях, переживаниях. Оно не связано с рациональным мышлением и противоречит ему.

    Например, знание о том, что существует Бог и все в этом мире предопределено, невозможно проверить с помощью рационального мышления. Оно основывается на вере человека.

    Различают также способы получения знания. Практическое знание получается в результате непосредственной прикладной деятельности.

    К примеру, посадив семя в горшок и ежедневно его поливая, можно получить знание о том, что для роста растения нужна вода.

    Экстрасенсорное знание не поддается логическому объяснению. Оно может быть получено в результате интуиции, «шестого чувства», удачи. Такое знание необязательно является корректным.

    Наконец, знание может зависеть от сферы деятельности человека.

    Учитель обладает педагогическим знанием. Инженер является носителем инженерного знания. Экономическое знание характерно для специалистов в данной области.

    Таким образом, знание является результатом познавательной деятельности человека. Человек приобретает знания, потому что стремится к установлению истины.

    Сознание

    Все результаты познавательной деятельности человека, так или иначе, содержатся в нашем сознании. Именно сознание человека управляет нашими действиями и эмоциями.

    Сознание — это способность человека отражать внешний мир в духовных образах.

    Образы в сознании не имеют массы, запахов или размеров. Мы можем только представлять предмет, но никак не можем ощутить его реальные показатели.

    Сознание практически неуловимо с помощью материальных средств. Конечно, наука не стоит на месте. Однако на данный момент не существует точных приборов, которые могут отобразить сознание человека.

    Сознание может стирать наши образы или изменять их. Например, человек может плохо запомнить, что случилось несколько лет назад. Он может перепутать детали.

    До сих пор никому не удавалось увидеть сознание другого человека. Сознание является своего рода эксклюзивным местом, в которое нет доступа другим людям.

    Сознание обладает как биологическими, так и социальными чертами.

    С биологической точки зрения, сознание является продуктом высокоорганизованной материи. К тому же сознание является одной из функций мозга.

    С социальной точки зрения, сознание формируется как результат общественно-трудовой деятельности. Человек может изменить свое сознание, например, в результате изучения химии.

    Сознание является результатом общения. Человек может изменить свои мысли или взгляд на мир, пообщавшись, например, со священником.

    Более того, сознание является результатом общественных отношений. Человек формирует свое сознание, вступая во взаимодействие с другими людьми.

    Например, пообщавшись с другом-волонтером, человек может вступить в волонтерскую организацию и помогать пожилым людям, тем самым поменяв свое сознание.

    Сознание контролируется разумом, поэтому человек полностью осознает свои действия. Однако если поступки не контролируются разумом, то тогда речь идет о бессознательном.

    Бессознательные поступки не предполагают наступление запланированного результата. Они не обладают механизмом причинно-следственных связей.

    Например, к бессознательному мы отнесем сновидения, аффекты, переживания, которые не осознаются субъектом.

    Итак, в результате познавательной деятельности человек получает различные знания. Эти знания входят в сознание человека, которое контролирует его поступки.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение