0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Способности личности и ее развитие

Содержание

    Ярко выраженные интересы личности могут формировать предрасположенность личности к какой-либо деятельности. Тем самым могут проявляться его способности к чему-либо. Огромную роль в формировании способностей личности играют характер и темперамент, которые помогают личности в самореализации.

    Развитие личности

    Чаще всего возраст объекта связывают с непосредственной длительностью его существования. Однако по отношению к человеку немаловажную роль играет ряд последовательных фаз становления.

    Психолог Выготский определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. По его мнению, биологический и психологический возраст — разные понятия.

    Выготский утверждал, что единицей анализа в развитии психики ребенка выступает действие.

    Позже Леонтьев доказал, что критерием периодизации развития личности выступает не любая, а ведущая деятельность.

    На основе ведущей деятельности была разработана периодизация развития личности на основе смены ведущей формы деятельности. В результате развитие ребенка можно разделить на следующие категории:

    1. Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 год).
    2. Предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года).
    3. Ролевая игра (3-7 лет).
    4. Учебная деятельность (7-10 лет).
    5. Интимно-личностное общение (11-14 лет).
    6. Учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет).

    В процессе становления личности формируется его характер.

    Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении.

    Важно понимать, что характер личности является его социальной характеристикой. Человек не рождается с определенным характером, он воспитывается в процессе развития личности.

    С другой стороны, темперамент личности является его биологической характеристикой. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной системы.

    Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют динамику протекания психических процессов и состояний.

    Вам наверняка известны такие типы темпераментов как флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик.

    ПРИМЕР СХЕМЫ ДЛЯ ВСТАВКИ

    В процессе развития личности и формирования характера человек может проходить несколько стадий.

    Первая фаза — это адаптация. Она предполагает усвоение действующих в общности норм (ребенок усваивает что хорошо, а что плохо).

    Вторая фаза — это индивидуализация. Человек в процессе адаптации неизбежно попадает в ситуацию, когда он становится «таким, как все».

    Это ведет к его неудовлетворенности в самореализации. На второй стадии человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности (эксперименты с внешностью, появление хобби).

    Третья фаза — это интеграция. Она порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности.

    Способности личности

    Способности человека не сводятся к знаниям, умениями и навыкам. Мало знать правила игры в баскетбол и уметь вести мяч, нужно еще обладать особым характером, быть командным игроком, обладать трудолюбием.

    Способности — сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.

    В основе способностей лежат задатки. Человек не рождается сразу со способностями к медицине или математике. Зато у него есть потенциальные возможности, которые можно раскрыть потом.

    Например, человек может родиться с особенно чутким слухом. Впоследствии это может помочь ему стать хорошим музыкальным исполнителем.

    Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.

    Развить задатки в способности возможно только в процессе деятельности. Только целенаправленные занятия чем-либо помогут раскрыть природный потенциал человека.

    Этот потенциал может перейти в одаренность. Одаренность является первой ступенью развития способностей человека. Зачастую одаренность проявляется еще в детском возрасте.

    Одаренность — сочетание способностей, создающее возможность достичь значительного успеха в конкретной деятельности.

    Человек может пойти дальше в развитии своей одаренности и проявить выдающиеся способности к какой-либо деятельности. В этом случае речь пойдет уже о таланте.

    Талантливый человек успешно решает сложные творческие задачи в своей сфере деятельности.

    Талант — высокий уровень развития способностей, в первую очередь специальных.

    Путь от задатков к таланту тернист и сложен, однако вполне реален. В нашем государстве живет немало талантливых врачей, учителей, специалистов в области высоких технологий.

    Однако только единицам на всей планете Земля удалось достигнуть высшего уровня развития способностей — гениальности.

    Гениальность — наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных, проявляющийся в создании уникальных материальных и духовных ценностей.

    Гением можно назвать человека, который внес выдающийся вклад в общечеловеческую культуру.

    Например, Леонардо да Винчи известен не только как автор знаменитой «Моны Лизы», но еще и как изобретатель, опередивший свое время.

    Таким образом, интерес человека может перерасти в нечто большее. Способности формируются под воздействием задатков человека, социальной среды и взаимодействия с другими людьми.

    Самореализация

    Наличие способностей формирует потенциал личности. Он может быть реализован в полной мере, а может, наоборот, упущен.

    История знает немало примеров, когда личность не смогла реализовать свой потенциал. Например, сколько молодых игроков в футбол блистали на молодежном уровне, но при переходе во взрослый футбол терялись.

    Полностью использовать потенциал своих талантов не так-то просто. Для этого требуются колоссальные усилия личности и самоконтроль.

    Так или иначе, наличие способностей позволяет личности удовлетворять высшую потребность в пирамиде Маслоу.

    Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

    Самореализация осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Человек может найти свою самореализацию в различных видах деятельности.

    Например, человек может самореализоваться в спорте, профессии, искусстве. Ребята, которые усердно учатся в школе, самореализуются в учебной деятельности.

    Степень самореализации личности напрямую влияет на ее самооценку. Самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

    Наиболее простой формулой самооценки являются отношения успеха и притязаний. Соответственно, чем выше успех и ниже притязания, тем самооценка человека выше. И наоборот.

    В результате человек может либо испытывать недовольство собой, либо излишнее самодовольство.

    Оба рассмотренных случая являются деформациями. Завышенная самооценка может быть следствием заниженного уровня притязаний, либо принижения результатов других людей.

    Заниженная самоценка может быть следствием завышенного уровня притязаний или завышения возможностей других людей.

    Итак, развитие личности происходит постепенно. В этом процессе большую роль играют характер и темперамент личности. В процессе развития личностей развиваются и ее способности.

    Эти способности могут помочь человеку удовлетворить высшую потребность в самореализации.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение