Личный кабинет Выйти Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание История России ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Человек как биосоциальное существо

Содержание

    Человек является одной из центральных проблем философии и общественных наук. Загадку человека пытались разгадать философы разных времен. Вряд ли могут быть завершены споры о сущности человека среди мыслителей.

    Человек стал предметом изучения как естественных (биология), так и общественных (социология, психология) наук.

    Отличительной особенностью человека можно назвать его биосоциальную сущность. Это значит, что процесс его эволюции происходит под воздействием как биологических, так и социальных факторов.

    Человек совмещает в себе две природы: биологическую и социальную. Именно об этом мы и поговорим подробно в данном уроке.

    Природные и социальные факторы развития человека

    На уроках биологии вы рассматривали строение человека. Наверняка вы обратили внимание на то, что оно имеет немало сходств с млекопитающими.

    В общем и целом человек подвержен биологическим изменениям, а значит, что на него оказывают влияние естественные процессы.

    Человек ведет борьбу за существование и стремится к выживанию. У человека развит инстинкт самосохранения, который не позволяет нам совершать действия, явно несущие угрозу для жизни.

    Человек обладает наследственной изменчивостью. Невозможно произвести на свет два совершенно одинаковых человека.

    У каждого из нас есть свои уникальные особенности. Например, отпечатки пальцев или сетчатка глаза. Хотя дети, безусловно, наследуют внешнюю схожесть со своими родителями.

    В эволюции человека свою роль играют популяционные волны. Численность населения Земли в долгосрочной перспективе постоянно растет.

    После Второй мировой войны этот рост стал экспоненциальным. Например, с 1950 по 2000 годы население выросло с 2,5 млрд. до 6,1 млрд. человек.

    Совокупность биологических движущих сил в эволюции человека приводит нас к термину антропогенез.

    Антропогенез (от греч. «рождение человека») — процесс становления и развития человека.

    В процессе развития человека не менее важную роль играют социальные факторы. Расхожая фраза о том, что «труд сделал из обезьяны человека» как нельзя лучше описывает роль трудовой деятельности в развитии человека.

    Люди прошли путь от создания примитивных орудий труда до изобретения искусственного интеллекта.

    Огромную роль в развитии человека сыграли мышление и речь. Благодаря этим навыкам человек научился договариваться, строить города, передавать знания из поколения в поколение.

    В конце концов, жизнь в социуме стала движущей силой развития человека. Человек научился взаимодействовать не только в малых группах (семья, племя), но и в рамках больших социальных организаций.

    Социальные движущие силы эволюции составляют социогенез.

    Социогенез (от греч. «рождение общества») — процесс становления и развития общества.

    Таким образом, природные и социальные факторы влияют на эволюцию человека.

    Природные и социальные черты в человеке

    Антропогенез и социогенез находятся в нераздельном взаимодействии друг с другом. Невозможно отделить развитие человека от развития общества.

    Точно также невозможно разделить биологические и социальные движущие силы в развитии человека. Из сочетания этих двух процессов возникает антропосоциогенез.

    Антропосоциогенез — параллельный процесс становления и развития человека и общества.

    Наконец, мы подобрались к самому главному. Что такое человек? Часть этой мозаики уже на столе.

    Мы подробно рассмотрели, что природные и социальные факторы играют важнейшую роль. Соответственно, биосоциальная сущность человека является главным компонентом картины.

    Человек — субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.

    Социальная среда играет немаловажную роль в обретении человеком человеческого. Тем не менее генетические факторы также формируют психику человека, его наклонности и задатки.

    Например, генетика смогла выявить определенные гены «любви» и «удовольствия», которые отвечают за проявления чисто социальных признаков поведения.

    Биологическая сущностьСоциальная сущность
    Человек принадлежит к высшим млекопитающимЧеловек не мыслит себя вне общества (входит в социальные группы)
    Формирование тела и мозга является результатом природных процессовЧеловек формируется в обществе (труд, речь, мышление)
    Человек обладает инстинктамиЧеловек способен подавлять и регулировать инстинкты
    Потребность в пище, воде, сне обусловлены биологическими процессамиЧеловек обладает социальными потребностями (общение, развитие, признание)
    Анатомия и физиология (мышцы, кровеносная система, нервная система)Человек способен вносить изменения в свое физиологическое строение под воздействием социальной среды (пластические операции под влиянием понятия о красоте)
    Биологическое и социальное в человеке

    Любая природная предрасположенность человека может реализоваться только в социальных обстоятельствах.

    Даже близнецы в процессе взаимодействия в обществе приобретают индивидуальные черты (привычки, вкусы, интересы).

    Таким образом, биологические особенности являются предпосылкой существования человека, тогда как социальные — составляют саму сущность человека.

    Человек и животное

    Мы отметили, что человек является млекопитающим. Некоторые физиологические особенности свидетельствуют о его сходстве с животными.

    Однако очевидно, что и биологическая, и социальная составляющие заметно отличаются у человека и животных. На этом различии мы остановимся подробно.

    ЧеловекЖивотное
    Развивается биологически и социальноРазвивается в соответствии с инстинктами и биологическими процессами
    Передает опыт через язык и другие средства общенияПрограмма поведения закреплена наследственностью
    Обладает способностью абстрактного мышленияРуководствуется наглядными впечатлениями
    Обладает способностью создавать орудия трудаНе способно создавать орудия труда, использует только то, что есть в природе
    Способен изменять и преобразовывать природуСпособно адаптироваться к окружающему миру
    Может изменять окружающий мир согласно своим духовным потребностям и знаниямИзменяет окружающий мир только для удовлетворения физиологических потребностей
    Потребности человека изменчивыПотребности практически неизменны
    Воспроизводит как биологическую, так и социальную сущность (воспитание)Воспроизводит только биологическую сущность (продолжение рода)
    Осуществляет сознательную целенаправленную деятельностьПоведение подчинено инстинктам
    Отличия человека от животного

    Самым наглядным примером отличий биологической основы человека от животных может служить еда.

    Животное ест исключительно ради удовлетворения потребности в пище, так как это необходимо для выживания организма.

    Человек, в свою очередь, не просто ест, а определенным образом сервирует и готовит пищу. Еда нужна человеку не просто для физического выживания, но и для получения удовольствия.

    Еда может превратиться в целый обряд или ритуал. При участии пищи могут происходить деловые обеды, переговоры, дружеское общение.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение