0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Мышление

Содержание

    «Мыслю, следовательно, существую», — так говорил известный философ Р. Декарт. Способность к мышлению разительно отличает нас от животных. Человек в процессе мышления может руководствоваться своими чувствами, переживаниями, принципами. Способность думать и анализировать информацию дает нам возможность принимать взвешенные решения.

    Мышление неразрывно связано с жизнедеятельностью человека. Мы ни на секунду не можем остановить мыслительные процессы, происходящие в нашей голове. В современном мире очень важно уметь правильно распоряжаться даром мышления. Только мыслящий человек способен совершать оправданные поступки.

    Понятие

    Мы с вами уже познакомились с познанием. В результате познания мира человек приобретает новое знание.

    Это знание можно получить либо с помощью органов чувств, либо благодаря мыслительным операциям. В результате человек отражает в своем сознании материальный мир.

    Мышление — умственная деятельность человека, которая заключается в опосредованном и обобщенном познании сущности вещей и явлений.

    С процессом отражения действительности в сознании человека мы уже познакомились, когда говорили о познании.

    С помощью мышления человек анализирует материальный мир и закрепляет его в своей голове. Процессу отражения материи помогают органы чувств, а также предшествующие логические образы.

    Остановимся подробнее на этом процессе. Биологической основой мышления выступает головной мозг человека.

    Именно этот орган отвечает за мыслительные операции. Базой мышления является чувственный опыт, преобразованный посредством обобщения, выявления необходимых черт и свойств.

    Язык играет роль средства выражения мышления. С его помощью человек может передать результаты своей мыслительной деятельности.

    Например, вы решили задачу по математике в уме, но только с помощью языка возможно рассказать об этом учителю.

    На примере задачки по математике нетрудно проследить и сам процесс. Он начинается с наличия интереса к какому-либо предмету или явлению.

    Затем этот интерес перерастает в формулирование познавательной задачи. В результате человек решает эту задачу и получает новое знание.

    Мышление человека развивалось вместе с ним. Для первобытного человека характерна чувственная конкретность и предметность мышления.

    Это нашло свое отражение в оставленных нам в наследство наскальных рисунках. Первобытный человек не имел письменности, поэтому выражал свои мысли с помощью наглядных предметов.

    Современный человек обладает гораздо большими обобщающими способностями. Отличным примером здесь являются нынешние ученики.

    Если так подумать, то ваш мозг способен систематизировать и усваивать огромные потоки информации. Вы способны находить связи между историей и обществознанием, математикой и физикой.

    Свойства мышления

    Мышление обладает своими особенностями протекания. Во-первых, мышление носит опосредованный характер.

    Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

    Например, увидев утром лужи, мы можем заключить, что ночью шел дождь.

    Во-вторых, оно носит личностный характер. Каждому человеку свойственно свое уникальное мышление.

    Нет двух людей в этом мире, которые бы мыслили абсолютно одинаково. Мышление исходит из чувственного познания, но не сводится к нему.

    В-третьих, мышление опирается на знания. В этом заключается суть изучения школьных предметов от простого к сложному. Сначала вы учитесь писать и читать, затем делать простые вычисления.

    Ближе к выпуску из школы вы способны решать логарифмические выражения, строить геометрические фигуры и знаете об интегралах.

    В-четвертых, оно связано с практической деятельностью человека. Практика выступает не только критерием истины, но и источником нашего мышления.

    Когда мы играем в футбол, мы думаем, кому отдать пас. Когда мы идем домой со школы, мы думаем о том, какой путь наиболее оптимален.

    В-пятых, мышление обусловлено социально-историческим контекстом. Человек в Средние века не мог подумать о таких вещах, как Интернет, самолет.

    Люди в беднейших Африканских странах более озабочены вопросами пропитания, а не ипотеки.

    В-шестых, мышление предполагает включение эмоционально-волевой стороны личности. Мыслительный процесс связан с нашими чувствами и переживаниями.

    Например, некоторые ученики не могут думать ни о чем другом, кроме контрольной. Мысли футбольного фаната занимает только предстоящий матч.

    В-седьмых, мышление связано с сознательным и бессознательным.

    Человек может этого не ощущать, но интуиция, реакции, инстинкты могут быть результатом мыслительных процессов, которые не откладываются в нашей голове.

    Наконец, мышлению свойственна обобщенность. Человек получает информацию, которая является следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов.

    Например, знание человека о том, что в России в мае лучше всего сажать картофель является не только следствием своего личного опыта, но и опыта предыдущих поколений. Иными словами, он обобщает свой и чужой опыт.

    Качества мышления

    Мышление человека многогранно. Оно является качественной характеристикой человека. Во-первых, мышление поднимает человека на ступень выше над млекопитающими и другими животными.

    Во-вторых, мышление едино, его невозможно посчитать, поэтому нельзя говорить о количестве мышления. Однако мышление разных людей может обладать разными качествами.

    КачествоХарактеристика
    БыстротаПоказывает, насколько человек способен находить решения в условиях нехватки времени
    ГлубинаНасколько человек способен проникать в сущность изучаемого явления и устанавливать существенные связи между компонентами
    СтройностьСоответствие логике, грамотность формулирования мыслей
    ГибкостьПоказывает, как человек способен изменять изначальный план действий в соответствии с новыми условиями среды
    КомплексностьОптимальное сочетание образного и абстрактно-логического мышления
    КритичностьПоказывает способность человека адекватно реагировать на критику своих мыслей со стороны других людей, а также находить эти недостатки самостоятельно
    СамостоятельностьУмение находить решения проблем собственными силами, не поддаваясь влиянию чужого мнения
    ШиротаВозможность соединять знания из различных областей
    ИнтуитивностьСпособность решать проблемы даже при недостатке исходных данных
    ЭкономичностьПоказывает число логических ходов для решения задачи
    ЦеленаправленностьСпособность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления
    ПродуктивностьПолучение нового полезного знания

    Необходимо различать свойства и качества мышления.

    Когда речь шла о свойствах мышления, имелись в виду общие характеристики мышления как процесса. Свойства характерны для мышления как такового.

    Говоря о качествах мышления, мы отмечаем, что они показывают особенности мышления того или иного человека.

    Например, один человек может обладать высокой быстротой мышления, но недостаточной глубиной.

    Другой человек способен проявлять большую гибкость мышления, однако ему может не хватать самостоятельности.

    Следует отдельно сказать о критическом мышлении. Критическое мышление рассматривает любой текст или информацию с точки зрения содержащегося в нем послания.

    Это послание никогда не стоит принимать на веру, а следует тщательно проверять и анализировать.

    Критическое мышление — это рациональный, скептический и непредвзятый анализ или оценка получаемой информации.

    Классификации

    Существует несколько видов мышления. По форме мышление может быть:

    • наглядно-действенное — непосредственное восприятие окружающих предметов при каких-либо действиях с ними. Например, ребенок понимает, что кубик твердый, когда прикасается к нему;
    • наглядно-образное — преобразование ситуации через формирование непривычного сочетания образов и представлений (характерно для деятелей искусства). Например, художник пишет пейзаж с помощью геометрических фигур;
    • абстрактно-логическое — осуществление логических операций с понятиями (характерно для деятелей наук). Например, ученый высчитывает траекторию падения небесного тела.

    Мышление может отличаться в зависимости от характера решения задач. Теоретическое мышление нацелено на познание теории, которая включает в себя законы, правила или концепции.

    Практическое мышление направлено на преобразование окружающего мира. Например, практическое мышление свойственно конструкторам и инженерам.

    По степени развернутости во времени отличают:

    • дискурсивное (аналитическое) — это мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы и представлено в сознании человека (анализ ситуации, анализ решения задачи);
    • интуитивное — мышление основано на непосредственном чувственном восприятии и отражении, воздействии предметов окружающего мира, быстром протекании и слабом осознании человеком.

    Мышление может отличаться по степени новизны и оригинальности. Репродуктивное мышление не создает чего-то нового, а только воспроизводит уже существующее по шаблону.

    Например, репродуктивное мышление включается, когда мы учим параграф или стихотворение по литературе. Продуктивное, наоборот, ведет к созданию нового мыслительного продукта (сочинение).

    Наконец, по степени произвольности принято выделять произвольное и непроизвольное мышление.

    Непроизвольное мышление является самым загадочным. Оно способно трансформировать образы сновидений. Задумайтесь, как иногда перед сном или сразу после пробуждения нам приходят в голову совершенно неожиданные мысли.

    Произвольное мышление ведет к целенаправленному решению мыслительных задач. Это самый частый и самый контролируемый тип мышления человека.

    С его помощью мы пишем сочинения, решаем химические и физические задачи, решаем наши бытовые проблемы.

    Развитие мышления

    Мышление неразрывно связано с речью. Человек использует язык и речь для того, чтобы выразить результаты своих мыслительных операций.

    Речь является универсальным средством выражения мысли. Только после того, как мысль облекается в слова, она способна к выражению и передаче другим людям.

    Речь — форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми, а также материальная (словесная) оболочка мышления.

    Помимо внешней речи, которая находит свое выражение с помощью языка, существует еще и внутренняя речь.

    Внутренняя речь — это наш внутренний голос. Он тоже звучит в нашей голове с помощью слов, но слышать его можем только мы сами.

    Мышление тесно связано с деятельностью человека. С помощью мышления человек открывает законы и закономерности окружающего мира.

    Эти открытия помогает ему активно преобразовывать действительность вокруг себя. Например, теоретические открытия состава веществ помогли человечеству изобрести многие лекарства.

    Из этого положения следует, что деятельность является результатом мышления. Но верно и обратное.

    Деятельность помогает развитию мышления. Человек учится сначала ползать, потом ходить. Это создает в его головном мозге новые нейронные связи, которые помогают мышлению.

    Развитие мышления отдельного человека может проходить несколько общих этапов. Изначально у младенцев мышление носит наглядно-действенный характер.

    Человек узнает предмет только благодаря непосредственному взаимодействию с ним. Соответственно, непосредственное оперирование с предметами является основой для других видов мышления.

    Далее мышление способно приобретать наглядно-образный характер. Здесь человек уже оперирует не самими предметами, а их образами. Например, он может рассматривать картинки и слушать музыку.

    В определенном возрасте происходит перестройка процесса мышления, и человек приобретает способность к целенаправленной мыслительной деятельности.

    Высшей ступенью развития мышления выступает абстрактно-логическое. Здесь человек оперирует уже не образами, а понятиями, суждениями и умозаключениями.

    Таким образом, мышление человека проходит несколько ступеней развития. Оно находит свое выражение с помощью речи и неразрывно связано с деятельностью человека.

    Именно о деятельности и пойдет речь в следующем уроке.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение