0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Духовный мир личности

Содержание

    В первой части урока мы рассмотрели, что из себя представляет мировоззрение личности. Сейчас мы разберем духовный мир личности, центром которого и является мировоззрение. В частности, мы рассмотрим менталитет и духовные ориентиры человека.

    Роль мировоззрения в жизни человека

    Каждая личность обладает определенным мировоззрением. Оно может основываться на житейских установках или же на трудных философских размышлениях.

    Так или иначе мировоззрение является составным структурным компонентом личности, без которого его существование невозможно.

    Мировоззрение играет очень важную роль в жизни человека. Во-первых, оно дает ему ориентиры для деятельности. Иными словами, мировоззрение ведет человека по жизни, дает ему цели существования.

    Например, человек может выбрать службу в армии в соответствии со своим мировоззрением, основанным на понимании долга и чести.

    Во-вторых, мировоззрение позволяет людям лучше понять, как достичь определенных ориентиров и целей, дает методы познания и деятельности.

    Например, религиозное мировоззрение делает ориентиром человека достижение блаженства после смерти.

    Для того чтобы прийти к этой цели, человек должен совершать добрые дела и четко следовать религиозным догмам.

    В-третьих, мировоззрение дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. С его помощью человек понимает, какие представления о мире являются ложными, а какие истинными.

    Например, научное мировоззрение опровергает идею о том, что Земля плоская.

    В-четвертых, мировоззрение сказывается на облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий.

    Мировоззрение определяет то, каким образом человек будет вести себя в определенной ситуации.

    Например, человек с революционным мировоззрением позитивно воспримет Февральскую революцию в России, тогда как для консервативного человека это плохо.

    Носителем мировоззрения может являться отдельная личность, социальная группа, общество в целом, а также человечество в ту или иную эпоху.

    Когда речь идет о целом народе, принято говорить о менталитете.

    Менталитет — духовный мир человека, пропущенный через призму личного опыта. Духовный мир народа, пропущенный через исторический опыт народа.

    У каждого народа есть свой менталитет. Менталитет выражается в свойствах поведения, привычек, идеалов, которые разделяются членами одного народа.

    Например, испанскому менталитету свойственно выражение эмоций, сниженные барьеры личных границ, приветливость. Японцы, напротив, более холодные и предпочитают уважать личные границы человека.

    Таким образом, мировоззрение является неотъемлемой частью личности и оказывает существенное влияние на его развитие.

    Духовный мир человека

    Духовный мир человека состоит из знаний, веры, чувств и стремлений, которые образуют его внутренний мир.

    В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все достижения разума и богатство чувств , объединяя усвоенные человеком накопленные духовные ценности.

    Духовный мир человека позволяет ему обладать важным качеством личности, таким как духовность. Коротко, духовность означает нравственно сориентированные волю и разум человека.

    Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, означающий стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности.

    На этом уровне основным мотивом жизнедеятельности человека выступают, прежде всего, высшие нравственные ценности, а не личные эгоистичные наклонности.

    Усвоение высших ценностей создает ценностные ориентации. Ценностные ориентации формируют осознанное стремление человека строить свою жизнь в соответствии с усвоенными нравственными ценностями.

    Совершенно очевидно, что как нет двух людей с одинаковым мировоззрением, так и нет двух личностей с идентичным духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим.

    Более того, духовный мир весьма разнообразен: у разных людей различные духовные интересы, ценности, позиции и духовные ориентиры.

    Важнейшими элементами духовности являются мораль, мировоззрение и ценности.

    Духовный мир человека формирует его отношение к такой философской категории, как смысл жизни.

    Смысл жизни — это осознание человеком направленности своей жизни и своего предназначения.

    У проблемы смысла жизни есть объективная и субъективная сторона. Объективно, каждый человек является биологическим существом.

    В этой сущности он является носителем жизни, а потому его главная цель — это ее сохранение и воспроизведение.

    С биологической точки зрения жизнь изначально целесообразна, а значит, что смысл жизни коренится в самой жизни.

    Субъективно, человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества. Таким образом, он стремится наполнить биологическое существование социально значимым содержанием.

    Именно поэтому человек ищет смысловое оправдание своей деятельности в разных направлениях — творчестве, познании, творении добра, исполнении долга.

    Отсюда формируются разные подходы к пониманию смысла жизни. Кто-то видит смысл жизни в получении удовольствия. Кто-то — в служении Богу или Отечеству. Другой видит смысл жизни в служении людям.

    Духовные ориентиры личности

    Духовный мир состоит в том числе и из духовных ориентиров личности. Являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам.

    Подчинение правилам является необходимым условием целостности общества и его развития. Установленные правила призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека.

    Эти правила являются первым компонентом духовных ориентиров личности. Они включают в себя моральные установки, которым следует человек.

    Духовный мир личности включает в себя также идеалы и ценности, на которые также ориентируется человек в своей жизнедеятельности.

    Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

    Некоторые ученые называют идеалы «моделированием желаемого будущего», потому что они включают в себя представления о лучшем, ценном и величественном.

    Ценность — указание на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений.

    Ценности указывают на отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. Эти отношения могут отличаться у разных народов или людей.

    Например, один человек может ставить ценности свободы выше ценностей безопасности. Другой же готов пожертвовать личной свободой ради общественной безопасности.

    Таким образом, духовные ориентиры личности состоят из ценностей, идеалов и моральных правил. Каким образом духовные ориентиры формируют духовный мир человека?

    Французские просветители полагали, что человек по своей природе добр и поэтому он обладает моральными качествами с момента рождения.

    Некоторые представители восточной философии, наоборот, полагали, что человек изначально является носителем зла.

    Так или иначе, изучение формирования духовного мира человека показало, что духовные ориентиры не заложены в человеке от рождения. Прежде всего, они воспитываются в семье.

    Помимо семьи, в формировании духовного мира человека большую роль играет социальное окружение, обучение в школе, восприятие памятников мировой культуры.

    Огромный вклад в духовный мир личности и формирование его духовных ориентиров вносит самовоспитание.

    Оно представляет собой механизм самоконтроля личности, предъявления высоких требований к самому себе во всех видах деятельности.

    Итак, духовный мир личности может формироваться стихийно, а может и осознано.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение