Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга История

Как человек оценивает себя и других: самооценка, самовоспитание, мораль

Содержание

    Мы живем в социуме, то есть среди других людей. Мы наблюдаем за сверстниками, знаменитостями, родителями, учителями, и каждый известный нам их поступок мы оцениваем. То есть решаем для себя: хорошо человек поступил или плохо, приемлемо или нет, достойно или недостойно.

    Также оценка проявляется в том, что мы даем некие характеристики любому поступку: был ли это жадный поступок, благородный, честный, культурный, предательский или какой-либо еще.

    И точно также окружающие оценивают нас. Это нормально. Люди в обществе не существуют без оценок других.

    Оценки существуют даже в животном мире, но более примитивные. Например, хищники оценивают, с какой скоростью им нужно бежать за добычей, чтобы ее догнать.

    Самооценка

    Однако люди оценивают не только друг друга, но и себя самих.

    Самооценка — это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе.

    Самооценка может быть завышенной, заниженной или реалистичной (адекватной).

    Давайте рассмотрим все эти варианты на примерах.

    • Завышенная самооценка.
      При завышенной самооценке человек думает о себе, своих качествах и чертах, лучше, чем они есть на самом деле. Например, вместо того, чтобы разобрать с учителем и исправить ошибки в домашней работе, ученик с завышенной самооценкой скажет: «Я и сам знаю, что там все правильно».
    • Заниженная самооценка.
      В случае с заниженной самооценкой, ситуация выглядит ровно наоборот. Такой человек не принимает похвалу, потому что считает, что она всегда не заслуженна, что он не достоин всего, что имеет, и так далее.

    Как мы понимаем, оба описанных выше варианта – это две крайности: и тот, и другой вариант доставляет и самому человеку, и его близким, много дискомфорта и даже неприятностей в жизни.

    Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы иметь реалистичную самооценку.

    • Реалистичная (адекватная) самооценка предполагает, что человек знает свои и сильные, и слабые стороны. При этом умеет принимать объективную критику, работает над своими ошибками и радуется своим достижениям.

    Рассмотрим и другие понятия, которые связаны с самооценкой.

    Способности – индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям или профессии.
    Например, художественные способности, музыкальные способности.

    Самоуважение означает, что человек положительно оценивает свои достойные поступки. Например, спортсмен уважает сам себя за достигнутые результаты на соревнованиях и свою силу воли. И это нормальный процесс.

    Самоуничижение предполагает, что человек критикует свои поступки, ругает себя за ошибки. Например, ученик получил двойку, и говорит сам себе: «Какой я глупый, совсем ничего не знаю и не умею». Но самоуничижение довольно бессмысленно, потому что не дает никаких результатов. Мы подобрались к понятию самовоспитание.

    Самовоспитание – деятельность человека по своему самосовершенствованию («улучшению»).

    Например, ученик из примера выше вместо своих рассуждений пошел учить урок, чтобы исправить плохую оценку.

    Или вот другой пример. Человек постоянно со всеми ссорился. Настолько часто у него это происходило, что в конце концов он остался совсем один, без друзей. Тогда ему пришлось меняться. Он пересмотрел свои прошлые ошибки и решил впредь вести себя по-другому. Сначала у него получалось плохо, но с каждым разом все лучше и лучше. Так постепенно, со временем ему удалось наладить отношения со старыми друзьями и даже найти новых. Это пример самовоспитания.

    Как влияют на оценку себя и других представления о добре и зле?

    Все мы друг друга оцениваем в соответствии со своими представлениями о жизни. О том, что правильно, а что ошибочно. Но также в нашем обществе есть и «универсальные» правила оценки своего и чужого поведения. Это мораль.

    Мораль – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлениях о добре и зле.

    То есть в понятие морали входят правила общения между людьми и отношение к собственным поступкам. Например, «нельзя оскорблять другого человека», «нужно стараться быть добрым и справедливым» — это принципы морали.

    5
    5
    5Количество энергии, полученное за урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение