0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Деятельность

Содержание

    В отличие от животных человек способен к преобразованию и изменению окружающей действительности под себя. Активность животных основана на инстинктах, тогда как человек способен ставить цели и достигать их. Именно осознанный подход к миру формирует способность человека к деятельности.

    Структура деятельности

    Основным содержанием деятельности является изменение и преобразование мира в интересах людей. В ходе деятельности создается то, чего изначально не существовало в природе.

    Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

    Структура деятельности состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. Ключевым является субъект.

    Это тот, кто непосредственно осуществляет деятельность. Им может быть человек, коллектив или общество в целом.

    Действия субъекта направлены на объект. Им может быть предмет, явление, процесс, внутреннее состояние человека. Воздействие субъекта на объект обусловлено мотивом.

    Мотивом деятельности является совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности, интересы, убеждения).

    Помимо побуждающего начала деятельности, в ее структуре важное место занимает цель.

    Целью является осознанный образ того результата, которого хочет достичь субъект своим воздействием на объект.

    Для достижения цели деятельности субъект может использовать различные средства. Они могут быть как материальными (деньги), так и нематериальными (разговоры).

    Для реализации поставленной цели с помощью различных средств человек совершает определенные действия.

    Действия — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

    Наконец, в результате совершенных действий получается результат (продукт) деятельности. Он может быть прямым и побочным.

    Рассмотрим структуру деятельности на конкретном примере. Ученик хочет получить пятерку по обществознанию, чтобы родители купили ему подарок.

    Субъектом здесь выступает ученик, а объектом — обществознание. Мотивом будет потенциальный подарок от родителей, а целью — получение пятерки по предмету.

    Средствами будут выступать учебник, конспект и дополнительная литература по теме. Действия, которые совершает ученик, направлены на изучение, повторение и запоминание материала.

    Результатом будет та оценка, которую получит ученик за свой ответ на уроке.

    Причем результат может быть как прямым, так и косвенным. Прямой результат — это оценка «отлично», а также подарок родителей, к которому он так стремился.

    Побочным результатом будет совершенствование навыков обучения, приобретение новых знаний, а также общее улучшение успеваемости в школе.

    Особенности деятельности

    Деятельность человека отличается от активности животного. Цели поведения животного задаются инстинктами, тогда как цель деятельности человека может ставиться самим субъектом.

    Человек не только соотносит образ результата с деятельностью, но и занимается целеполаганием. А в активности животного доминирует исключительная целесообразность.

    Животные воздействуют на среду своими органами и частями тела, они не могут изготавливать орудия труда.

    Человеческая деятельность, напротив, способна к воздействию на природу специально сделанными орудиями труда, созданию искусственных объектов.

    Орудия труда могут усиливать физические возможности человека (топор, кувалда, пила).

    Активность животного основывается на приспособлении к окружающей среде.

    Деятельность человека основана не только на приспособлении, но и на преобразовании социальных и природных условий.

    Человек может трансформировать свой образ жизни, но при этом сохранять свою природную организацию. Например, человек может изменить свой режим питания, чтобы избавиться от лишнего веса.

    Животные перестраивают свой собственный организм, чтобы адаптироваться к окружению (смена шерсти, уход в зимнюю спячку).

    Предметная деятельность человека не задана от рождения. Деятельность человека формируется под воздействием социальной и культурной среды.

    Человек формирует свою деятельность в процессе обучения и воспитания. Активность животного генетически задана изначально и способна изменяться в процессе анатомо-физиологического созревания организма.

    Деятельность человека — это продукт истории. В процессе исторического прогресса изменялась и деятельность человека. Изначально основными видами деятельности были охота и собирательство.

    Затем с помощью орудий труда человечество смогло перейти к земледелию и скотоводству. Активность животного является исключительным следствием биологической эволюции.

    Деятельность человека носит продуктивный характер. Она направлена на получение конкретного результата. Деятельность также носит общественный характер.

    Иными словами, человек в процессе своей деятельности может вступать в различные отношения с другими людьми. Активность животного не создает ничего нового, т.е. носит потребительский характер.

    Классификации

    Деятельность человека разнообразна. Она может включать в себя различные сферы общественной жизни. Деятельность человека отличается по множеству параметров.

    В данном разделе мы познакомимся с основными критериями выделения видов деятельности. Наиболее общим критерием является объект деятельности:

    • материальная (практическая) — направлена на создание необходимых предметов для удовлетворения потребностей человека
      • материально-производственная — преобразование природы
      • социально-преобразовательная — преобразование общества
    • духовная — создание идей, художественных произведений, нравственных ценностей, научных открытий
      • познавательная — отражение действительности в мифах, художественных образах, научных формах, религиозных учениях
      • ценностно-ориентировочная — формирование мировоззрения, отношения людей к фактам окружающей действительности
      • прогностическая — планирование и предсказание развития и возможных изменений действительности.

    В зависимости от субъекта деятельность может носить индивидуальный или коллективный характер.

    Индивидуальную деятельность осуществляет один субъект, тогда как в коллективную вовлечены сразу несколько. Например, обучение в мини-группах по английскому языку является коллективной деятельностью.

    Деятельность может осуществляться в различных сферах общественной жизни. В данном случае выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную деятельность.

    Если же посмотреть на соотнесение с ходом истории, то тогда деятельность может быть прогрессивной или реакционной. Вспомните сравнение периодов правления Александра II и Александра III.

    В соответствии с правовыми нормами деятельность может быть законной или незаконной.

    Например, законной является предпринимательская деятельность, которая оформлена надлежащим образом.

    В соответствии с моральными нормами деятельность может быть моральной или аморальной. Например, аморальной деятельностью будет распространение слухов об учителях.

    По особенностям проявления человеческой активности выделяют внутреннюю и внешнюю деятельность.

    Внутренняя деятельность осуществляется в самом человеке, например, умственная деятельность.

    Внешняя деятельность имеет выражение вовне человека, например, действия с реальными предметами, движения, мышечные усилия.

    Характер самой деятельности может носить репродуктивный или творческий характер. Репродуктивная деятельность — это деятельность по образцу.

    Творческая деятельность, напротив, порождает нечто качественно новое, ранее не существовавшее. Например, диктант — это репродуктивная деятельность, а сочинение — творческая.

    Наконец, в зависимости от результата деятельность может носить разрушительный (война, нарушение экологических стандартов) или созидательный (создание орудий труда, постройка дома) характер.

    Универсальные формы деятельности

    В данном разделе мы поговорим об универсальных формах, которые реализуются человеком в нашей повседневной жизни. Одной из самых первых форм, с которой сталкивается человек, является игра.

    Игра — особая форма деятельности, целью которой является развлечение и отдых.

    Игра нацелена не на результат, а на сам процесс. Она происходит в условных ситуациях, которые могут быстро меняться.

    В игре используются замещающие предметы, например, игрушечные пистолеты, машинки, летательные аппараты.

    Игра способствует жизнедеятельности и социализации личности. Она является средством самопознания и самовыражения личности.

    С помощью игры происходит воспитание, образование, развитие личности. Игра выступает средством общения и отдыха, помогая сохранять душевное равновесие.

    Еще одним видом, который наиболее актуален для современных школьников, является учение.

    Учение — форма деятельности, целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

    Характерной чертой учебы является нацеленность на достижение результата, который представляет ценность в будущем.

    Учение является необходимым компонентом обучения человека. Учение строится через несколько этапов: уяснение, осмысление, запоминание, применение, контроль и оценка.

    Основной функцией учения выступает приобретение индивидом знаний, умений и навыков, которые ему необходимы для общественно-полезной деятельности.

    Задачей учения является формирование у человека умения организовывать свои действия, направлять их.

    Человек приобретает навыки и опыт для решения повседневных и профессиональных задач.

    К универсальным формам деятельности относят также труд. Труд является первым и основным условием существования человечества.

    Труд — форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

    К характерным чертам труда можно причислить нацеленность на достижение ожидаемого результата.

    В отличие от игры, в труде результат важнее процесса, а сам процесс происходит под действием необходимости, а не желания.

    Труд обладает практической полезностью, требует наличия мастерства и умений.

    Труд выполняет ряд функций. Во-первых, труд создает материальные и духовные ценности. Во-вторых, с помощью труда человек получает необходимые для жизни средства.

    В-третьих, труд преобразовывает окружающую среду. В-четвертых, труд содействует всестороннему развитию личности.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение