Вектор. Равенство векторов
Понятие вектора вам уже знакомо из курса физики. В ней векторами обозначают силу, скорость, ускорение — все, у чего есть и величина, и направление.
В геометрии вектор рассматривается как направленный отрезок, который можно переносить по плоскости, не изменяя его длину и направление.
Что такое вектор
Представьте, что вы идете по школьному коридору. Если остановились, вы — точка. В данном случае вы являетесь нулевым вектором, потому что далее можете двигаться в любую сторону.
Если сделали шаг вперед, в сторону или назад — появилось направление и расстояние, то есть произошло движение. Вот это и есть то, что в математике называют вектором.
Вектор показывает:
- направление (куда),
- длину (насколько).
На чертежах вектор изображают стрелкой — начало стрелки показывает, откуда движемся, а конец — куда пришли.
На письме вектор обозначают стрелочкой над буквами: $\overrightarrow{a}$, $\overrightarrow{b}$, $\overrightarrow{c}$.
Рассмотрим еще несколько примеров:
- Ветер дует с юга на север — можно нарисовать вектор, показывающий направление ветра.
- Автомобиль проехал из города $A$ в город $B$ — движение описывается вектором $\overrightarrow{AB}$.
- Сила, с которой мяч ударяют по воротам, тоже изображается вектором — ведь у нее есть направление и величина.
Вектор — это направленный отрезок, у которого есть начало и конец.
$\overrightarrow{AB}$ — это вектор, который начинается в точке $A$ и заканчивается в точке $B$.
Точку $A$ называют началом вектора, а точку $B$ — концом. Также векторы можно записывать и строчными латинскими буквами: $\overrightarrow{a}$, $\overrightarrow{b}$, $\overrightarrow{c}$.
Стоит оговориться, что точка также является вектором. А так как у нее нет ни длины, ни направления, то считается, что ее начало совпадает с концом. Поэтому точку называют нулевым вектором и обозначают так: $\overrightarrow{AA} = 0$ (точка $A$), $\overrightarrow{BB} = 0$ (точка $B$), $\overrightarrow{DD} = 0$ (точка $D$).
Коллинеарные векторы
После того как мы познакомились с понятием вектора, важно научиться сравнивать их расположения. Начнем с самого простого случая — коллинеарных векторов.
Два вектора называют коллинеарными, если их можно расположить на одной или на параллельных прямых.
Коллинеарные векторы могут быть направлены в одну или в противоположную стороны и иметь одинаковую или разную длину. Рассмотрим изображение:
Векторы $\overrightarrow{a}$, $\overrightarrow{b}$ и $\overrightarrow{c}$ коллинеарны друг другу, так как лежат на одной прямой. Они также коллинеарны вектору $\overrightarrow{d}$, потому что он лежит на параллельной им прямой.
Пара векторов $\overrightarrow{PK}$ и $\overrightarrow{MN}$ коллинеарны друг другу, но не коллинеарны векторам $\overrightarrow{a}$, $\overrightarrow{b}$, $\overrightarrow{c}$ и $\overrightarrow{d}$.
Вектор $\overrightarrow{ZZ}$ (точка $Z$) коллинеарен абсолютно всем изображенным векторам, потому что из точки можно провести вектор в любом направлении. В том числе и параллельном данным векторам.
Коллинеарные векторы имеют свое обозначение. Если векторы $\overrightarrow{a}$ и $\overrightarrow{b}$ коллинеарны, то записывают так:
$$\overrightarrow{a} \parallel \overrightarrow{b}.$$
Равенство векторов
Из вышесказанного становится понятно, что среди всех векторов существуют и равные. Может показаться, что те векторы, которые имеют одинаковую длину, называются равными, но это не так.
Изобразим три вектора одинаковой длины $\overrightarrow{a}$, $\overrightarrow{b}$ и $\overrightarrow{c}$:
Действительно, их длины равны. И есть особое понятие — длина вектора или его модуль (числовая характеристика). То есть в данном случае можно сказать, что $|\overrightarrow{a}| = |\overrightarrow{b}| = |\overrightarrow{c}|$.
Но для равенства самих векторов этого не достаточно — ведь вектор имеет не только длину, но и направление. Поэтому, чтобы определить равные векторы, нужно ввести еще некоторые понятия.
Как мы увидели, коллинеарные векторы могут иметь разную длину и направление.
Если коллинеарные векторы направлены в одну сторону, их называют сонаправленными. Если же в противоположные, то — противоположно направленные.
Для их обозначения используют значки:
- сонаправленные векторы: $\overrightarrow{a}\ \uparrow\uparrow\ \overrightarrow{b}$,
- противоположно направленные: $\overrightarrow{a}\ \uparrow\downarrow\ \overrightarrow{b}$.
Векторы $\overrightarrow{a}\ \uparrow\uparrow\ \overrightarrow{b}\ \uparrow\uparrow\ \overrightarrow{c}\ \uparrow\uparrow\ \overrightarrow{d}$ — сонаправленные, пары вектров $\overrightarrow{m}\ \uparrow\downarrow\ \overrightarrow{n}$ и $\overrightarrow{p}\ \uparrow\downarrow\ \overrightarrow{k}$- противоположно направленные.
Итак, теперь мы можем точно определить, что такое равные векторы.
Векторы называют равными, если они сонаправлены и имеют одинаковую длину.
То есть равные векторы полностью совпадают по направлению и по величине, и их можно совместить параллельным переносом.
Из рисунка видно, что все три вектора имеют одинаковую длину и направление. В этом случае данное равенство записывается так:
$$\overrightarrow{a} = \overrightarrow{b} = \overrightarrow{c}.$$
Равных векторов может быть бесконечное множество.
Это интересно
Слово «вектор» пришло из латинского языка и означает «несущий» или «переносчик».
Так называли все, что указывает путь — стрелу, ветер, движение.
Им называли человека, который что-то переносит из одного места в другое.
Так что вектор — это математический «курьер»: переносит точку из места $A$ в место $B$.
Первые векторы появились задолго до их математического определения. Египтяне, строившие пирамиды, пользовались направленными отрезками при разметке углов и наклонов. А древние мореплаватели чертили на картах стрелки ветра и течений — это тоже были векторы, только без формул.
В науку понятие вектора пришло из физики, как мы уже упомянули в начале урока.
Когда стало нужно описывать силу, скорость и направление движения, оказалось, что обычных чисел недостаточно.
Вектор стал универсальным языком для описания всего, что имеет направление и величину.
Сегодня векторы работают даже там, где вы их не замечаете:
- в компьютерной графике — чтобы двигать и поворачивать объекты;
- в навигации — чтобы показывать путь кораблей и самолетов;
- в играх и анимации — чтобы герои двигались естественно.
Современные исследования показывают, что понятие «направления + величина» (то есть «вектор») естественно возникает в экологии и нейробиологии — например, в миграции животных или распространении веществ.
Когда птицы летят клином, каждая держит направление и расстояние — у каждой есть свой вектор движения.

Когда рыбы плывут в стае или пчёлы возвращаются к улью, они тоже ориентируются по векторам — только не рисуют их, а чувствуют через зрение и внутренние сенсоры.
Даже мозг человека работает с векторами.
Например, когда мы идем по незнакомому месту и помним, куда свернули, наш мозг хранит вектор пути: куда и насколько мы переместились.
Поэтому векторы — это не только стрелки и формулы.
Это язык самой природы, который помогает всем живым существам ориентироваться, двигаться и возвращаться домой.
Часто задаваемые вопросы
Вектор — это направленный отрезок, у которого есть начало, конец, длина и направление.
Над буквами ставят стрелочку: $\overrightarrow{AB}$ — вектор, начинающийся в точке $A$ и заканчивающийся в точке $B$. Также можно использовать строчные латинские буквы: $\overrightarrow{a}$.
Он показывает, куда и насколько нужно переместиться из одной точки в другую.
Модуль вектора — это его длина.
Обозначается с помощью модульных скобок: $|\overrightarrow{a}|$.
Те, что лежат на одной или на параллельных прямых.
Это значит, что они коллинеарны и направлены в одну сторону.
Они коллинеарны, но направлены в противоположные стороны.
Если они сонаправлены и имеют одинаковую длину.
Это точка или, другими словами, вектор, у которого начало и конец совпадают. Его длина равна нулю, а направления нет.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти