7. Пунктуация: все задания
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.
«По его словам» и «разумеется» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По его словам» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «разумеется» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
С моря дул влажный холодный ветер и (1) казалось (2) разносил по степи задумчивую мелодию набежавшей на берег волны. Его порывы (3) как правило (4) приносили с собой долгожданную прохладу.
«Казалось» и «как правило» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«Как правило» — вводная конструкция со значением «обычно», «казалось» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Деятельность Саввы Ивановича Мамонтова (1) конечно (2) занимает достойное место в истории русской культуры: он был одним из крупнейших меценатов России, создателем Абрамцевского художественного кружка. В этом (3) по мнению историков (4) заключалась высокая патриотическая миссия Мамонтова.
«Конечно» и «по мнению историков» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По мнению историков» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В лесу (1) к радости (2) мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом рябины. Это была (3) пожалуй (4) последняя память о лете, об осени.
«К радости» и «пожалуй» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«К радости» — вводная конструкция, обозначающая эмоциональную оценку, «пожалуй» — вводное слово, выражающее степень допущения факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Хотя дождь льёт как из ведра, мы (1) однако (2) вынуждены продолжать свой путь. Сквозь мглу (3) видно (4) кое-что, но трудно разобрать цвет и очертания предметов.
«Однако» — вводное слово, так как стоит в середине предложения, оно выделяется запятыми. «Видно» — глагол, запятыми не выделяется.
кажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Мир таинственный (1) мир мой древний (2)
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню (3)
Каменные руки шоссе.
«Мир мой древний» — обращение, выделяется с двух сторон запятыми. «Сдавили… руки» — главные члены предложения, запятыми не отделяются друг от друга.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Если мы осознаём, что лучше наших родных мест нет (1) пожалуй (2) ничего на свете, то этим в значительной степени мы обязаны (3) конечно (4) художникам и поэтам, которые помогают нам понять красоту природы, воспитывают в нас любовь к ней.
«Конечно» и «пожалуй» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта, «пожалуй» — вводное слово, выражающее степень допущения факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Тебе одной (1) плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь (2) покойный уголок (3)
Тебя люблю, тебе и верую.
«Покойный уголок» — обращение, выделяется с двух сторон запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй (1) прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли (2) вечерний день (3)
Продлись, продлись (4) очарованье.
«Прощальный свет любви последней», «вечерний день» и «очарованье» — обращения, выделяются с двух сторон запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В жаркий летний день листья на деревьях (1) будто (2) сквозят изумрудами. Каждый листочек (3) кажется (4) состоит из множества прожилок.
«Кажется» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Моя мать рассказывала, что (1) по преданию (2) в старину красавицы умывались первым снегом и потому (3) конечно (4) долго сохраняли свою красоту.
«По преданию» и «конечно» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По преданию» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Князь Василий говорил (1) всегда (2) лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер (3) наоборот (4) была преисполнена оживления и порывов.
«Наоборот» — вводное слово, выделятся запятыми с двух сторон. «Всегда» — наречие.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
«Тальянка», «осина» и «дорога» — обращения, выделяются запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
«Земля» и «равнин пески» — обращения, выделяются запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Как кажется на первый взгляд (1) термины (2) будто (3) ничем не отличаются от обычных слов: они имеют определённое значение и грамматические категории, а изменяются и употребляются, как все слова. Однако (4) термины, в отличие от других слов, обозначают научные понятия и используются в специальных областях знания.
«Как кажется на первый взгляд» — вводная конструкция, которая обозначает «сперва показалось», выделяется запятыми.
«Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями. «Однако» в начале предложения — не вводное слово, а союз.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Капли жемчужные (1) капли прекрасные (2)
Как хороши (3) вы (4) в лучах золотых,
И как печальны (5) вы (6) капли ненастные (7)
Осенью чёрной на окнах сырых.
«Капли прекрасные», «капли ненастные» — обращения, выделяются запятыми. «Хороши вы» и «печальны вы» — главные члены предложения, запятыми не отделяются.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В музыке Бетховена (1) конечно (2) и в самом деле есть нечто особенное. Волевой взмах палочки дирижёра – и в зал (3) как будто (4) ворвалась неистовость творца великой музыки.
«Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Этот человек (1) кажется (2) очень уставшим. Он (3) видимо (4) сегодня (5) много работал и (6) по-моему (7) сейчас заснёт.
«Видимо» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «По-моему» — вводная конструкция, означающая источник сообщения.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Всё спокойно впивает (1) грудь.
Стой (2) душа (3) мы с тобой (4) проехали
Через бурный положенный путь.
«Душа» — обращение, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Безмолвное (1) море (2) лазурное (3) море (4)
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное (5) море (6) лазурное (7) море (8)
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?..
«Безмолвное море», «лазурное море» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Быть может (1) лирою счастливой
Тебя (2) волшебник (3) искушал;
Невольный трепет возникал
В твоей груди самолюбивой,
И ты, склонясь к его плечу.
Нет, нет (4) мой (5) друг (6) мечты ревнивой
Питать я пламя не хочу;
Мне долго (7) счастье (8) чуждо было.
Мне ново наслаждаться им,
И, тайной грустию томим,
Боюсь: неверно всё, что мило.
«Быть может» — вводное слово, выделяется запятыми. «Мой друг» — обращение, выделяется запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
По словам современников (1) два близких и любимых ученика Ф. де Соссюра, ставшие (2) кстати (3) очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи самого профессора и его студентов.
«Кстати» и «по словам современников» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По словам современников» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «кстати» — вводное слово, используется для связи мыслей в предложении.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В 1832 году М.Ю. Лермонтов переехал в Петербург, предполагая продолжить образование в университете (1) однако (2) это желание не осуществилось. Он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков – закрытое военное учебное заведение, пребывание в котором (3) к сожалению (4) не оставляло времени для творческой работы.
«К сожалению» — вводная конструкция, означающая эмоциональную оценку. «Однако» — не вводное слово, а противительный союз, синоним «но».
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?
«Изгнание» и «чужбина» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Все (1) разумеется (2) вспоминали только хорошее. Солнце словно продвигается по липовой аллее и затем (3) оказывается (4) во фруктовом саду.
«Разумеется» и «оказывается» — вводные слова, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л.Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
«Конечно» и «пожалуй» — вводные слова, которые выделяются запятыми с двух сторон. «Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «Пожалуй» — вводное слово, выражающее степень допущения факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Гости (1) к моему удивлению (2) не дослушали рассказ до конца. Однако (3) я понимаю, что они торопились, и (4) потому (5) не сержусь на них.
«К моему удивлению» — вводная конструкция, выделяется запятыми. «Однако» в начале предложения — противительный союз, «потому» — наречие, запятыми они не обособляются.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
И. Е. Репин назвал А. И. Куинджи «художником света»: Архип Иванович и в самом деле умел воспроизвести красками (1) даже (2) лунную ночь и туманное утро. Подлинные ценители искусства понимали, какого большого труда стоит это (3) по выражению И. Е. Репина (4) «чудо живописи».
«По выражению автора» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, выделяется запятыми. «Даже» — частица, знаками препинания не обособляется.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Таня (1) к удивлению Серёжи (2) ловко затормозила.
– Дедушка (3) как нам выйти из лесу? – закричала она.
Старичок медленно выпрямился и посмотрел на детей.
– Я бы вас провёл (4) милые (5) да (6) ведь (7) я на работе, с работы не уйдёшь.
«К удивлению Серёжи» — вводная конструкция, означающая эмоциональную окраску, обособляется запятыми. «Дедушка» и «милые» — обращения, выделяются запятыми. Частица «ведь» запятыми не обособляется.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Лингвисты определили главные особенности термина: во-первых (1) термин тесно связан с определённой научной областью; во-вторых (2) термин однозначен, и (3) кроме того (4) содержание термина раскрывается посредством точного логического определения.
«Во-первых», «во-вторых» и «кроме того» — вводные конструкции, которые используются для связи мыслей в предложении, выделяются запятыми.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.
Запятые (1) и (3) выделяют придаточное изъяснительное, присоединённое союзом «что». Запятая (2) между однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом «и», не ставится.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Особый напиток (1) в составе (2) которого (3) присутствуют природные молочнокислые микроорганизмы (4) вот уже две тысячи лет называется айран.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное определительное, присоединенное словом «которого».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В «Тарусских страницах» (1) содержатся материалы о художнике В. Д. Поленове (2) усадьба (3) которого (4) находилась близ города Тарусы.
Запятая (2) выделяет придаточное определительное, присоединенное словом «которого».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Неудивительно (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди современной молодёжи.
Запятая (1) отделяет придаточное изъяснительное предложение от главного, присоединенное союзом «что». Запятые (2) и (5) выделяют придаточное определительное, присоединенное союзным словом «которого».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Специальные краски (1) в состав (2) которых (3) входит клей (4) предназначены для росписи по стеклу.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное определительное, присоединенное словом «которых».
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Зеркало маяка собирало в пучок (1) столько солнечного света (2) что могло сжигать корабли (3) которые (4) плыли далеко в море.
Запятая (2) выделяет придаточное меры и степени, присоединённое союзом «что», которое относится к слову «столько». Запятая (3) отделяет определительное придаточное, присоединенное союзным словом «которые».
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впереди (1) куда вела дорога (2) было светло (3) потому что ещё брезжили (4) отблески уходящего дня.
Запятые (1) и (2) выделяют придаточное места, присоединенное союзным словом «куда». Запятая (3) отделяет придаточное причины, присоединенное союзом «потому что».
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В русской речи существует богатый набор этикетных формул (1) многие из (2) которых (3) позволяют смягчить категоричность собственных утверждений и выразить согласие или несогласие с мнением оппонента.
Запятая (1) отделяет придаточное предложение от главного.
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иоганну Себастьяну Баху (1) полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги» (4) принадлежит много произведений духовной музыки.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное предложение.
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Около деревьев можно посадить луковичные растения (1) яркие пятна (2) которых (3) ранней весной создают ощущение праздника.
Запятая (1) отделяет придаточное предложение от главного.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное предложение.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Следует заметить (1) что размер страховой суммы (2) в пределах (3) которой (4) компания обязана застраховать пенсионные накопления (5) чрезвычайно мал.
Запятая (1) отделяет придаточное изъяснительное, которое присоединяется союзом «что». Запятые (2) и (5) выделяют придаточное определительное, которое присоединяется союзным словом «которой».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В отличие от «Людмилы» В. А. Жуковского (1) сюжет (2) которой (3) мрачен и печален (4) его «Светлана» – радостная баллада.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное определительное предложение.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Писатели-неоромантики (1) в основе творчества (2) которых (3) лежал романтический разлад между действительностью и мечтой (4) противостояли символистам и реалистам.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное определительное предложение.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И уже после первой книги (1) бо́льшую часть которой (2) составляли стихи о природе (3) я понял (4) что эта тема будет для меня главной.
Запятыми (1) и (3) выделяется придаточное определительное, которое присоединяется союзным словом «которой». Запятая (4) отделяет придаточное изъяснительное, которое присоединяется союзом «что».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Даже не зная соответствующих установлений, можно было бы догадаться (1) что (2) нельзя на крутом берегу реки (3) где обычно располагались древнерусские города (4) ставить большие здания на площади, выходящей на реку, «спиной» к реке.
Запятыми (1) и (3) выделяется придаточное изъяснительное предложение, которое присоединяется союзом «что». Запятые (3) и (4) выделяют придаточное определительное, которое присоединяется союзным словом «где».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан используется лишь для декоративных целей.
Запятые (1) и (5) выделяют придаточное определительное предложение.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Соседство с комнатами несчастной королевы (1) судьба (2) которой (3) воспламеняла воображение гениальнейших поэтов (4) нередко заставляло Дашкову думать о бренности земного величия.
Запятые (1) и (4) выделяют придаточное определительное, которое присоединяется союзным словом «которой».
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.
Запятые (1) и (3) выделяют придаточное определительное предложение.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вариантная языковая норма предусматривает возможность свободного выбора вариантов (1) два (2) из которых (3) признаются допустимыми в современном языке.
Запятой (1) выделяется придаточное определительное предложение.