Задание 7. Практика
Перед вами 5 примеров задания № 7 ЕГЭ по русскому языку. Прежде чем находить ошибку в образовании формы слова, обратите внимание на следующее:
- Внимательно прочитайте задание и определите часть речи каждого слова. Именно так вы поймете, какие правила применяются к каждому слову.
- Данное задание включает проверку форм различных частей речи: существительных прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Поэтому важно знать правила образования форм для всех частей речи.
- Помните о разговорных формах, которые встречаются в задании. Такие формы, даже если они кажутся вам привычными, считаются ошибкой. Ваша задача вспомнить литературную форму и исправить ошибку.
- Не забывайте исправлять только то слово, которое выделено, а не другие.
Пример 1
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- в ПЯТИСТАХ метрах отсюда
- варка МАКАРОН
- ЗАЖЖЁТСЯ огонь
- песни ЦЫГАНЕЙ
- без ПОГОН
Ответ
Скрыть
Ответ: цыган.
Форма «цыганей» — это ошибка. Слово «цыган» в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание. Это значит, что к основе слова ничего не добавляется.
Вспомним правило: у существительных мужского рода, которые обозначают национальности и заканчиваются на твердый согласный в и. п., ед. ч. (например, «цыган», «грузин», «туркмен»), в р. п., мн. ч. часто бывает нулевое окончание.
Один цыган — много цыган (а не цыганей). Один грузин — много грузин (а не грузинов).
Пример 2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- с ТРЕМЯСТАМИ новобранцами
- жареные ТЕТЕРЕВА
- пара ДЖИНС
- ЛЯГТЕ на кушетку
- без ПОГОН
Ответ
Скрыть
Ответ: джинсов.
Форма пара «джинс» — это ошибка. Помните о том, что слово «джинсы» имеет только форму множественного числа. Единственное число, которое бы означало этот «предмет одежды», отсутствует. Из-за такой особенности склонение происходит по другому типу: слово употребляется так же, как слова «очки», «наушники» и другие. Пример: нет (чего?) — джинсов, очков, наушников.
Форма «джинс» считается неприемлемой в речевом общении, ее употребление искажает и коверкает речь.
Пример 3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- домашняя ТУФЛЯ
- по ПРИЕЗДУ в город
- ПОЛОЖИ на стол
- ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ годами
- без ПОГОН
Ответ
Скрыть
Ответ: приезде.
Форма по «приезду» звучит похоже, но она не соответствует правилу, поэтому это ошибка. По «приезду» — это дательный падеж (кому? чему?). Предлог «по» с дательным падежом обычно указывает на направление движения или на то, что вызывает какое-либо состояние: «пойти по лесу», «скучать по брату».
Запомните простое правило: если предлог «по» указывает на действие, которое происходит после другого действия, то используйте предложный падеж существительного с окончанием «-е». Чтобы проверить написание, можно заменить «по» на «после». Если смысл не изменился, нужно писать с «е».
Например: «По приезде в город я позвоню» → «После приезда в город я позвоню».
Пример 4
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- с ТРЁХСТАМИ килограммами
- пара ЧУЛОК
- самый НАДЁЖНЫЙ
- менее ЗНАЧИМЫЙ
- несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ
Скрыть
Ответ: тремястами.
Слово «тремястами» — это форма творительного падежа числительного «триста». Есть четкое правило, которое регулирует, как изменяются числительные. В сложных числительных, обозначающих сотни (от двухсот до девятисот), изменяются обе части слова.
То есть, и первая часть (две-, три-, четыре- и т. д.), и вторая часть (-ста) должны склоняться. Видите, как меняются обе части слова? «Три-» превращается в «тремя-», а «-ста» превращается в
«-стами».
Пример: я горжусь (чем?) двумястами, четырьмястами, девятьюстами рублями.
Пример 5
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПОВЕСЕЛЕЕ
- ряд КРИТЕРИЕВ
- не ПРОРОНЯЯ слов
- ОБОИХ студентов
- ИХ труды
Ответ
Скрыть
Ответ: проронив.
Форма не «пророняя» слов — это ошибка. Деепричастия совершенного вида (отвечают на вопрос «что сделав?») образуются от глаголов совершенного вида (отвечают на вопрос «что сделать?»). Глагол «проронить» — совершенного вида (что сделать? — проронить). Значит, и деепричастие будет совершенного вида — «проронив».
Деепричастия несовершенного вида (отвечают на вопрос «что делая?») образуются от глаголов несовершенного вида (отвечают на вопрос «что делать?»).
Примеры: что сделать? — увидеть друга (совершенный вид). Что сделав? — увидев друга (деепричастие совершенного вида). Что делать? — видеть друга (несовершенный вид). Что делая? — видя друга (деепричастие несовершенного вида).
Хотите оставить комментарий?
Войти