Математическая модель
С моделями нам приходится сталкиваться ежедневно. Будь то модель крейсера «Аврора» в выставочном зале или модель города, представленная в виде карты, под моделью мы подразумеваем объект, дающий общее представление о некоторой системе и ее устройстве. Что разумно, ведь с латыни данное слово (‘modulus’) переводится как «образец». Ко всему этому имеет отношение и математическая модель.
⠀
📖 СПРАВКА
Раз уж заговорили о кораблях…
Режиссер Джеймс Кэмерон в процессе подготовки к съемкам фильма «Титаник» лично возглавил экспедицию к месту крушения злополучного лайнера.
Интересный факт: команде потребовалось более десяти погружений, чтобы детально рассмотреть все нюансы интерьера и экстерьера судна. Собственно, зачем? Дабы максимально реалистично воссоздать модель оригинального корабля. «Титаник» снимали почти что на «Титанике» в натуральную величину.
Как видим, моделирование — это попытка приблизиться к реальности. Естественно, с определенной целью. Одно дело, конечно, выполнять моделирование строчками компьютерного кода или строительными материалами.
Другое дело — создавать модель цифрами. За последнее отвечает математика. Далее мы рассмотрим, что из себя представляет математическая модель в контексте реальных ситуаций.
Суть математической модели
Пусть перед Решавром стоит задача — отправиться в магазин и приобрести продукты по списку. С ограниченным бюджетом, допустим, в пятьсот рублей, решить данную задачу с наскока сложно. Что делать Решавру? Испытать удачу? Пройтись сразу по нескольким точкам в поиске уцененных товаров?
💰 Решавр решает поступить умнее: смоделировать итоговый чек.
Этап наблюдения
В течение первого этапа — этапа наблюдения — мы пытаемся догадаться, как выразить объекты реального мира языком математики.
Видим, что список продуктов включает в себя два килограмма огурцов, три банки горошка и двести граммов сыра. Введем три соответствующие переменные. Обозначим:
- цену на килограмм огурцов как $\textcolor{blue}{x}$;
- цену банки горошка как $\textcolor{blue}{y}$;
- и цену на килограмм сыра как $\textcolor{blue}{z}$.
Этап моделирования
В течение второго этапа — этапа моделирования — мы ищем математическую взаимосвязь между выбранными объектами.
$$S=2x+4y+0,2z$$
Итоговое значение чека $\textcolor{blue}{S}$ получается в результате суммирования цен на обозначенные в списке позиции. Цены на огурцы («$\textcolor{blue}{x}$») и сыр («$\textcolor{blue}{z}$») при определении переменных мы указывали развесные, за килограмм, откуда получаем $2x$ и $0,2z$. Цена на горошек ($\textcolor{blue}{y}$) указывалась поштучная, поэтому цена-результат умножается на количество банок — $4y$.
Что за алгебраическая запись в конечном счете получилась у нас выше? Она самая, математическая модель!
Этап предсказания
В течение последнего этапа мы заключаем, как будет использоваться составленная математическая модель для решения поставленной задачи.
Предположим, мы взяли три ближайших продуктовых магазина и выгрузили с помощью онлайн-ресурса актуальные прайсы. Составим таблицу на основе интересующих нас позиций, а после рассчитаем для каждого магазина итоговое значение чека.
ВЫВОД
Видим, что все необходимые продукты с учетом нашего бюджета (500 рублей) можно приобрести в одной точке — в «Магазине 1».
Магазин 1 | Магазин 2 | Магазин 3 | |
---|---|---|---|
Огурцы / кг | 80 руб. | 95 руб. | 75 руб. |
Сыр / кг | 400 руб. | 550 руб. | 490 руб. |
Горошек / шт. | 60 руб. | 80 руб. | 110 руб. |
Итог $S$ | 480 руб. | 620 руб. | 688 руб. |
Подробный расчет значений чека $S$ — вам сюда
Скрыть расчет
Напоминаем, что математическая модель расчета итоговой стоимости покупок выглядит следующим образом:
$$S=2x+4y+0,2z$$
Подставим вместо переменных значения из таблицы соответствующим образом:
Первый магазин. $2\cdot80+4\cdot60+0,2\cdot400=480$
Второй магазин. $2\cdot95+4\cdot80+0,2\cdot550=620$
Третий магазин. $2\cdot75+4\cdot110+0,2\cdot490=688$
Итого, что позволяют математические модели?
Метод математических моделей помог нам, физически не находясь в магазине, понять, сможем ли мы уложиться в некоторую сумму. Однако конечно же, составление и анализ математической модели не ограничиваются подобными элементарными ситуациями.
Алгебраический аппарат становится сложнее, и вместе с этим открываются новые возможности для описания все более комплексных систем. Все это впереди!
Определение математической модели
Тем не менее даже на примере ситуации с магазином раскрывается суть математической модели следующими тенденциями.
Самое главное: математические модели позволяют выразить ситуацию, положение, систему, механизм и т. п. математическим языком. То, что мы привыкли представлять словами, переводится на строгий язык цифр и переменных.
В основном метод математических моделей приводит к составлению конечного алгебраического выражения. Решая выражение, мы приходим к пониманию, что получается в результате работы описанной системы.
Таким образом, определение математической модели:
Математическая модель — представление объектов реальности математическим языком, позволяющее идеализировать и изучать данные объекты.
Математическая модель реальных ситуаций
Стоит понимать кое-что еще. «Математическая модель реальных ситуаций» — крайне условная формулировка. Реальные ситуации относятся к объектам реальности, в то время как математическая модель — к абстракциям высокого уровня. Абстракция никогда не в состоянии на сто процентов адекватно отражать реальность. Она помогает лишь приблизиться к пониманию реальности.
НАПРИМЕР
Математическая модель скорости
Рассмотрим пример всем знакомой и интуитивно понятной модели в виде физической формулы. В младшей школе, решая несложные задачи на движение, вы работали со следующей формулой скорости:
$$v=\frac{S}{t}$$
Суть данной математической модели проста и понятна — скорость есть километры за час. Если автомобиль прошел 120 километров за 2 часа, его скорость составляет 60 км/ч:
$$\frac{120}{2}=60$$
Однако нельзя сказать, что все два часа автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Посмотрите, к примеру, на то, как автопрофессионал работает с педалями тормоза, газа и сцепления.
Очевидно, что скорость автомобиля меняется каждую миллисекунду, что уж говорить о часах. Поэтому модель «$\frac{S}{t}$», так скажем, учебная. Она используется во многом, чтобы давать представление о том, как устроена система расчета скорости физических объектов.
Но средняя скорость не отражает в полной мере объект «скорость» реального мира.
С другой стороны, хитросплетенные математические модели — например, искусственного интеллекта — позволяют намного больше, но и они далеки от реальности. Даже самые многофакторные модели ИИ не выдерживают конкуренции с настоящим человеческим мозгом.
Хотите оставить комментарий?
Войти