ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Математическая модель

Содержание

С моделями нам приходится сталкиваться ежедневно. Будь то модель крейсера «Аврора» в выставочном зале или модель города, представленная в виде карты, под моделью мы подразумеваем объект, дающий общее представление о некоторой системе и ее устройстве. Что разумно, ведь с латыни данное слово (‘modulus’) переводится как «образец». Ко всему этому имеет отношение и математическая модель.
⠀ 

📖 СПРАВКА

Раз уж заговорили о кораблях…

Режиссер Джеймс Кэмерон в процессе подготовки к съемкам фильма «Титаник» лично возглавил экспедицию к месту крушения злополучного лайнера.

Интересный факт: команде потребовалось более десяти погружений, чтобы детально рассмотреть все нюансы интерьера и экстерьера судна. Собственно, зачем? Дабы максимально реалистично воссоздать модель оригинального корабля. «Титаник» снимали почти что на «Титанике» в натуральную величину.   

Как видим, моделирование — это попытка приблизиться к реальности. Естественно, с определенной целью. Одно дело, конечно, выполнять моделирование строчками компьютерного кода или строительными материалами.

Другое дело — создавать модель цифрами. За последнее отвечает математика. Далее мы рассмотрим, что из себя представляет математическая модель в контексте реальных ситуаций.

Суть математической модели

Пусть перед Решавром стоит задача — отправиться в магазин и приобрести продукты по списку. С ограниченным бюджетом, допустим, в пятьсот рублей, решить данную задачу с наскока сложно. Что делать Решавру? Испытать удачу? Пройтись сразу по нескольким точкам в поиске уцененных товаров?

💰 Решавр решает поступить умнее: смоделировать итоговый чек.

Этап наблюдения

В течение первого этапа — этапа наблюдения — мы пытаемся догадаться, как выразить объекты реального мира языком математики.

Видим, что список продуктов включает в себя два килограмма огурцов, три банки горошка и двести граммов сыра. Введем три соответствующие переменные. Обозначим:

  • цену на килограмм огурцов как $\textcolor{blue}{x}$;
  • цену банки горошка как $\textcolor{blue}{y}$;
  • и цену на килограмм сыра как $\textcolor{blue}{z}$.

Этап моделирования

В течение второго этапа — этапа моделирования — мы ищем математическую взаимосвязь между выбранными объектами.

$$S=2x+4y+0,2z$$

Итоговое значение чека $\textcolor{blue}{S}$ получается в результате суммирования цен на обозначенные в списке позиции. Цены на огурцы («$\textcolor{blue}{x}$») и сыр («$\textcolor{blue}{z}$») при определении переменных мы указывали развесные, за килограмм, откуда получаем $2x$ и $0,2z$. Цена на горошек ($\textcolor{blue}{y}$) указывалась поштучная, поэтому цена-результат умножается на количество банок — $4y$.

Что за алгебраическая запись в конечном счете получилась у нас выше? Она самая, математическая модель!

Этап предсказания

В течение последнего этапа мы заключаем, как будет использоваться составленная математическая модель для решения поставленной задачи.

Предположим, мы взяли три ближайших продуктовых магазина и выгрузили с помощью онлайн-ресурса актуальные прайсы. Составим таблицу на основе интересующих нас позиций, а после рассчитаем для каждого магазина итоговое значение чека.

ВЫВОД

Видим, что все необходимые продукты с учетом нашего бюджета (500 рублей) можно приобрести в одной точке — в «Магазине 1».

Магазин 1Магазин 2Магазин 3
Огурцы / кг80 руб.95 руб.75 руб.
Сыр / кг400 руб.550 руб.490 руб.
Горошек / шт.60 руб.80 руб.110 руб.
Итог $S$480 руб.620 руб.688 руб.

Подробный расчет значений чека $S$ — вам сюда

Скрыть расчет

Напоминаем, что математическая модель расчета итоговой стоимости покупок выглядит следующим образом:

$$S=2x+4y+0,2z$$

Подставим вместо переменных значения из таблицы соответствующим образом:

Первый магазин. $2\cdot80+4\cdot60+0,2\cdot400=480$

Второй магазин. $2\cdot95+4\cdot80+0,2\cdot550=620$

Третий магазин. $2\cdot75+4\cdot110+0,2\cdot490=688$

Итого, что позволяют математические модели?

Метод математических моделей помог нам, физически не находясь в магазине, понять, сможем ли мы уложиться в некоторую сумму. Однако конечно же, составление и анализ математической модели не ограничиваются подобными элементарными ситуациями.

Алгебраический аппарат становится сложнее, и вместе с этим открываются новые возможности для описания все более комплексных систем. Все это впереди!

Определение математической модели

Тем не менее даже на примере ситуации с магазином раскрывается суть математической модели следующими тенденциями.

Самое главное: математические модели позволяют выразить ситуацию, положение, систему, механизм и т. п. математическим языком. То, что мы привыкли представлять словами, переводится на строгий язык цифр и переменных.

В основном метод математических моделей приводит к составлению конечного алгебраического выражения. Решая выражение, мы приходим к пониманию, что получается в результате работы описанной системы.

Таким образом, определение математической модели:

Математическая модель — представление объектов реальности математическим языком, позволяющее идеализировать и изучать данные объекты.

Математическая модель реальных ситуаций

Стоит понимать кое-что еще. «Математическая модель реальных ситуаций» — крайне условная формулировка. Реальные ситуации относятся к объектам реальности, в то время как математическая модель — к абстракциям высокого уровня. Абстракция никогда не в состоянии на сто процентов адекватно отражать реальность. Она помогает лишь приблизиться к пониманию реальности.

НАПРИМЕР

Математическая модель скорости

Рассмотрим пример всем знакомой и интуитивно понятной модели в виде физической формулы. В младшей школе, решая несложные задачи на движение, вы работали со следующей формулой скорости:

$$v=\frac{S}{t}$$

Суть данной математической модели проста и понятна — скорость есть километры за час. Если автомобиль прошел 120 километров за 2 часа, его скорость составляет 60 км/ч:

$$\frac{120}{2}=60$$

Однако нельзя сказать, что все два часа автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Посмотрите, к примеру, на то, как автопрофессионал работает с педалями тормоза, газа и сцепления.

Очевидно, что скорость автомобиля меняется каждую миллисекунду, что уж говорить о часах. Поэтому модель «$\frac{S}{t}$», так скажем, учебная. Она используется во многом, чтобы давать представление о том, как устроена система расчета скорости физических объектов.

Но средняя скорость не отражает в полной мере объект «скорость» реального мира.

С другой стороны, хитросплетенные математические модели — например, искусственного интеллекта — позволяют намного больше, но и они далеки от реальности. Даже самые многофакторные модели ИИ не выдерживают конкуренции с настоящим человеческим мозгом.  

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ