Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Что такое орфоэпия? Нормы произношения и ударения

Содержание

Мы уже знаем, что изучением звуков языка занимается фонетика. Сегодня мы познакомимся с еще одним разделом науки о языке, который связан с произношением. Этот раздел называется орфоэпией.

Орфоэпия — это раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слогов и слов.

Но чем же отличается орфоэпия от фонетики? На этот вопрос можно ответить так: фонетика показывает нам, как устроена система звуков и букв в нашем языке, тогда как орфоэпия учит нас грамотно использовать эту систему в устной речи.

Существуют так называемые орфоэпические нормы, которые можно разделить на 2 вида:

  • нормы произношения гласных и согласных звуков;
  • нормы ударений.

Какие бывают орфоэпические нормы?

Часто бывает так, что фонетическая система допускает несколько вариантов произношения, но по законам орфоэпии правильным считается только один.

Например, с точки зрения фонетики в слове конечно варианты произношения через [чн] и через [шн] равноправны. Однако орфоэпические нормы строго предписывают использование второго варианта, поэтому следует придерживаться именно его.

Кроме того, к орфоэпическим нормам относятся:

  • оглушение звонких согласных на конце слова (дуб — ду[п], мороз — моро[с]);
  • «выпадание» согласных в некоторых словах (сердце — сер[-]це, солнце — со[-]нце) — кстати, правописание подобных слов мы подробно рассмотрим на уроке о непроизносимой согласной;
  • произношение сочетаний сч и зч как [щ’] (счастье, извозчик);
  • произношение сочетания тс в составе -тся /-ться на конце глаголов как [ц] (радоваться, улыбается);
  • нормы ударений: докумéнт, а не докýмент, тóрты, а не торты́.

Почему важно соблюдать нормы орфоэпии?

Итак, мы усвоили, что важно не только грамотно писать, но и говорить. Но почему это имеет такое значение?

Другими словами, что нам дает знание орфоэпических норм?

Их главная задача — облегчение взаимопонимания людей, использующих язык, повышение эффективности общения.

Может показаться, что собеседники, говорящие на одном и том же языке, и так без проблем поймут друг друга. Однако если бы мы не соблюдали общепринятые нормы произношения и каждый бы искажал слова так, как ему вздумается, нам бы пришлось слишком часто отвлекаться, пытаясь понять, что именно хочет сказать человек. Вместо того, чтобы вникать в смысл услышанного, нам бы предстояло сначала убедиться, что мы правильно поняли все слова.

Как научиться соблюдать нормы орфоэпии?

Для того чтобы научиться правильно произносить слова, необходимо:

  • Внимательно слушать образцовую речь, в которой использован грамотный литературный русский язык;
  • Больше читать вслух, обращая внимание на свое произношение.;
  • В случаях сомнения заглядывать в орфоэпический словарь.

В орфоэпическом словаре закреплены принятые нормы произношения и ударения, и очень важно уметь с ним работать. Вот какие пометки мы можем в нем встретить:

  • Во́лнами и волна́ми: таким образом представляют равноправные варианты произношения;
  • Творо́г и доп. тво́рог: помета «доп.» означает, что помимо основного варианта произношения, допускается еще один;
  • Звони́т, не рек. зво́нит: помета «не рек.» означает, что второй вариант произношения не рекомендуется;
  • [Т’э́]рмин, нельзя [тэ́]рмин: помета «нельзя» запрещает произносить слово указанным образом.

В качестве упражнения и закрепления материала полезно делать орфоэпические разборы слов, вызывающих затруднения. О том, как правильно делать такой анализ, подробно можно прочитать в соответствующем уроке.

Звукопись. Ассонанс и аллитерация

Иногда в текстах известных поэтов и писателей можно заметить интересные звуковые закономерности.

Звукопись — это повторение одинаковых или похожих звуков для придания речи дополнительной выразительности.

Различают 2 вида звукописи:

  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • аллитерация повторение согласных звуков.

К примеру, возьмем такое стихотворение:

Оса жужжала
Обнажала
Жало,
А встретила Шмеля
И хвост поджала.
(С. Смирнов)

Здесь автор использует как ассонанс (повторение гласной «а»), так и аллитерацию (повторение согласной «ж»). Использование этих приемов делает текст более выразительным.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ