Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Корень и его строение

Содержание

Как вы помните, два главных вегетативных органа растений — это корень и побег. В этом уроке мы поговорим про корень.

Корневые системы растений

Из зародышевого корешка развивается главный корень растения.

На стебле, а иногда и на листьях могут появляться придаточные корни.

А боковые корни — они растут и на главном, и на придаточных, и даже на боковых корнях.

Виды корней: главный, боковые, придаточные.

Виды корней.
1 — главный корень; 2 — боковые корни; 3 — придаточные корни.

Все корни растения, вместе взятые, называются его корневой системой.

Если главный корень ярко выражен и хорошо развит (как стержень), такую корневую систему называют стержневой.

Она встречается у многих двудольных растений: фасоли, подсолнечника, одуванчика, березы. А также у голосеменных, например, у сосны.

А если корневая система состоит из приблизительно одинаковых придаточных и боковых корней, то она называется мочковатой. Если главный корень и есть в такой системе, то его на глаз не определишь.

Мочковатая корневая система характерна для большинства однодольных: пшеницы, лука, чеснока. И некоторых двудольных, например, подорожника и лютика.

Типы корневых систем: стержневая и мочковатая.

Сравните корневые системы пшеницы и томата на рисунке ниже:

1 — пшеница, 2 — томат.
Название растенияТип корневой системыВиды корней, образующих корневую систему
ПшеницаМочковатаяПридаточные и боковые корни
ТоматСтержневаяГлавный и боковые корни

Внешнее строение корня

Прежде чем перейти к деталям, кратко охарактеризуем особенности внешнего строения корня.

Кончик молодого корешка (он также называется конус нарастания) защищен корневым чехликом. Над чехликом находится гладкая (неопушенная) часть корня.

Затем — опушенная часть с тоненькими микроскопическими корневыми волосками.

Над ними расположена часть корня, на которой образуются боковые корни. Затем ближе к стеблю идет утолщенная часть корня буроватого цвета.

А теперь рассмотрим все эти части — зоны корня — подробнее.

Зоны корня

Кончик молодого корешка защищен корневым чехликом. Это несколько слоев клеток, которые выглядят (при сильном увеличении, разумеется), как колпачок.

Под чехликом находится образовательная ткань. Ее клетки все время делятся. Эту часть корешка называют зоной деления. В длину она составляет всего около миллиметра.

За зоной деления идет гладкий участок корня, в длину 3–9 мм. Здесь недавно образовавшиеся клетки растут, вытягиваются. За счет этого растет и корень в длину.

Поэтому эту зону называют зоной растяжения, или зоной роста.

Над зоной роста расположена зона всасывания/поглощения. Здесь покровные клетки корня имеют выросты — корневые волоски.

Схема строения корня.
1 — зона деления; 2 — зона растяжения; 3 — зона всасывания; 4 — зона проведения.

Они выглядят как пушок, но имеют очень важное значение. Ведь корневые волоски проникают между частичками почвы и за счет слизи, которую они выделяют, плотно с этими частичками склеиваются.

Они также выделяют специальные вещества, которые растворяют минеральные соли, превращают их тем самым в легкодоступную форму и всасывают потом вместе с водой.

Зона всасывания имеет длину приблизительно 2–3 см.

Далее расположен самый длинный участок корня. Он к тому же и самый прочный, так как содержит уже сформированные пучки проводящей ткани.

Движение по ксилеме вниз, навстречу восходящему току. А затем общий вид движения воды от корней к листьям.

Здесь всё, поглощенное корневыми волосками, транспортируется вверх, к стеблю (восходящий ток).

А из стебля, точнее из листьев, вниз (нисходящий ток) перемещаются органические вещества, образованные во время фотосинтеза. Они необходимы клеткам корня для их жизнедеятельности.

Поэтому этот участок называется зоной проведения.

Зоны корня: деления, роста, всасывания, проведения.

Подведем итог и охарактеризуем функции зон корня в таблице:

Название зоны корняФункция
Зона деленияУвеличение количества клеток
Зона ростаРост клеток корня и самого корня
Зона всасыванияПоглощение воды и минеральных солей из почвы
Зона проведенияТранспорт веществ из корня к стеблю и от стебля к корню

Каким образом вода попадает через корневые волоски в сосуды корня?

Корневые волоски действуют как насосы. В то время как надземная часть растения испаряет воду, в сосудах как бы освобождается место для воды. И она поступает в них из соседних паренхимных клеток корня.

В этих клетках паренхимы (основной ткани) после того, как они отдадут воду сосудам, тоже освобождается место. Оно заполняется водой из наружных соседних клеток.

I — почва; II — клетки корня.
1 — клетка с корневым волоском; 2 — сосуды.
Стрелкой показано движение воды из почвы к сосудам.

В конце концов, очередь доходит до клеток с корневыми волосками, которые отдают свою воду соседним «освободившимся» клеткам. А потом восполняют запасы, всасывая воду из почвы.

Благодаря тому, что мембраны и клеточные стенки пропускают частички воды, она переходит от корневых волосков к сосудам.

Когда клетка с корневым волоском наполнена водой и соседние клетки в ней не нуждаются, корневой волосок перестает всасывать воду до тех пор, пока это снова не понадобится.

Чем отличаются клетки кончика корня от корневых волосков?

Клетки кончика корня — это клетки корневого чехлика. Они защищают зону деления от повреждений во время трения о частички почвы.

Как и корневые волоски, клетки корневого чехлика тоже выделяют слизь. Но делают они это для того, чтобы легче проходить сквозь почву.

А самый верхний слой чехлика состоит из клеток, которые очень легко слущиваются. Что тоже облегчает продвижение корешка. И именно клетки корневого чехлика отвечают за геотропизм.

Слева — клетки корневого чехлика, справа — участок корня с корневыми волосками.

Корневые волоски — это не клетки, а только выросты на клетках покровной ткани корня. Их функция не защитная, как у клеток корневого чехлика. Их функция — поглощение воды и минеральных солей.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Проверим знания по теме?

Пройти тест

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии
Автор

Ольга Завадская

Биолог по образованию и в душе.

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ