Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Познание

Содержание

«Я знаю, что ничего не знаю» — данное изречение приписывается древнегреческому философу Сократу. В этом парадоксальном утверждении философ говорит нам о том, что только в своем незнании мира мы можем быть полностью уверенны. Только это знание о себе и о мире является истинным. Тем не менее человек всегда стремился к познанию мира.

Личность, которая много лет проучилась в школе, может не согласиться с Сократом. Ведь на школьных предметах мы получаем много знаний об окружающей действительности.

Знать — значит обладать информацией о реальности. В данном уроке мы рассмотрим, как мы познаем мир.

Сущность познания

Познание является ключевым способом получения знания для человека. В вопросе познаваемости мира выделяют несколько подходов. Оптимисты считают, что мир можно познать до конца.

Пессимисты, наоборот, не верят в принципиальную познаваемость мира. Скептики признают возможность познания мира, но сомневаются в достоверности полученного знания.

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Объективная реальность — это все, что нас окружает. Например, можно осмотреть свою комнату и увидеть стол, стул, шкаф, кровать. Все это является элементами объективной реальности вокруг нас.

В результате в вашем сознании остается знание о том, из чего она состоит. Это и есть получение знания об окружающем мире.

В познании выделяют субъект познания. Это носитель познавательной активности. Им может быть отдельный человек, коллектив и даже общество в целом.

То, на что направлена познавательная деятельность субъекта, называется объектом познания. Им может выступать конкретный предмет познания (комната, книга, строение человека) или вся окружающая действительность.

Процесс познания отличается в зависимости от условий познания. К ним относят материальные средства, используемые в познании, информацию, социальную среду.

Например, на уроках химии вы познаете способы превращения одних веществ в другие с помощью специальных приборов. А процесс познания общества в современном мире отличается от того, как это делали 100 лет назад.

С древности и до наших дней существует мнение, что разные люди неодинаково оценивают схожие явления. А саму сущность вещей человек постичь неспособен.

Эта идея легла в основу агностицизма — философского учения, которое отрицает возможность познания.

Одной из его распространенных разновидностей является конвенционализм.

Его последователи утверждают, что все существующие научные теории являются лишь продуктом соглашения между учеными. Достоверную сущность явлений они объяснить неспособны.

Однако существуют и те, кто доказывает познаваемость мира. Это сторонники гносеологического подхода. Они утверждают, что невозможно существование человека без знаний, проверяемых на практике.

Чувственное и рациональное познание

В результате познания человек получает знания, которые являются общезначимыми. Научные открытия позволяют нам создавать новые технологии, улучшать жизнедеятельность людей.

Тем самым сторонники гносеологического подхода обосновывают принципиальную возможность познания мира, несмотря на серьезные трудности этого процесса.

Познавать мир человек способен на двух основных уровнях. Первым уровнем является чувственное познание. Оно осуществляется с помощью непосредственных органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус).

Второй уровень — это рациональное познание. Рациональное познание присуще только человеку, потому что осуществляется посредством мышления.

Существуют различные формы познания. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление.

Для чувственного познания характерна непосредственность. Мы прямо воспроизводим объект познания.

Более того, чувственное познание воспроизводит внешние стороны и свойства объекта. Ему также характерна наглядность и предметность образов.

Ощущение — форма чувственного познания, при котором происходит отражение отдельных свойств предмета, возникающих в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Например, с помощью органов чувств мы можем ощутить внешние стороны и свойства объекта. Яблоко кислое. Мяч круглый. Стол белый.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета (явления, процесса), непосредственно воздействующего на органы чувств.

Мы непосредственно воспринимаем объект познания, с которым сталкиваемся. Например, яблоко кислое, красное и твердое. Дом прямоугольный с треугольной крышей.

Представление — чувственно-наглядный образ предмета (явления, процесса), сохраняемый и воспроизводимый в сознании.

Закрыв глаза, мы можем наглядно и предметно представить себе то красное и твердое яблоко, которое съели, или дом, который увидели.

Рациональное познание опирается на результаты чувственного познания.

Ему характерна абстрактность и обобщенность образов, а также воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений объектов. Формами познания являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета (стол, стул, кровать, тетрадь).

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении, процессе). Земля вращается вокруг Солнца.

Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Все дети в 8 лет уже ходят в школу. Пете — 8 лет. Значит, Петя ходит в школу.

Особенности познания

Мы определились, что чувственное познание является первичным уровнем, тогда как рациональное познание опирается на результаты чувственного познания.

Прежде чем сделать научное умозаключение о том, как вода меняет свое агрегатное состояние, мы сначала используем свои органы чувств, чтобы увидеть этот процесс.

Умозаключение можно сделать идя от общего к частному, т.е. дедуктивно. Например, все люди смертны, а Петр является человеком. Следовательно, Петр смертен.

Индуктивное умозаключение идет от частного к общему. Сыщик выявляет преступника на основе отдельных улик.

Рациональное познание создает абстрактные образы и модели. Собирая мебель из магазина самостоятельно, вы используете чертеж или инструкцию. Чертеж отражает абстрактную модель реального предмета.

А с помощью умозаключений человек способен устанавливать логические связи между объектами. Например, если слышен гул мотора, значит где-то едет машина.

Между исследователями не прекращается спор о том, какое познание является наиболее важным. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит чувственное.

С их точки зрения, в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах. Иначе сенсуализм еще называют эмпиризмом.

Рационалисты, напротив, отдают предпочтение рациональному познанию. По их мнению, разум является основой познания, тогда как чувства дают неточные и ограниченные сведения о мире.

Источником достоверной информации может быть только разум, а чувства обманывают.

Например, опустите палец сначала в горячую, а потом в холодную воду. Затем опустите другой палец в холодную воду.

Вы заметите то, насколько ощущения температуры в холодной воде у вас отличаются. Тем не менее температура воды осталась неизменной.

С другой стороны, органы чувств являются единственным каналом связи с материальной действительностью.

Наш разум не может получить материал для суждений и умозаключений без помощи зрения, осязания, обоняния и других органов чувств.

Итак, чувственное и рациональное познание взаимосвязаны друг с другом. В следующей части урока мы поговорим о результате познания — получении знания.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ